ВНИМАНИЕ КОНКУРСНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ! Запросы по наличию или отсутствию опасных производственных объектов (ОПО) просим направлять в Центральное Управление Ростехнадзора ВНИМАНИЕ! ЦМТУ ПО НАДЗОРУ ЗА ЯРБ НЕ СОТРУДНИЧАЕТ С КОНСАЛТИНГОВЫМИ И ЭКСПЕРТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ! С 31 марта 2015 года ЦМТУ по надзору за ЯРБ работает по новому АДМИНИСТРАТИВНОМУ РЕГЛАМЕНТУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ (Утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 октября 2014 г. № 453) Внимание, с 06.02.2017 в Центральном МТУ по ЯРБ изменяются реквизиты

Общественная палата выпустила рекомендации по итогам круглого стола «Реформирование контрольно-надзорной деятельности Ростехнадзора»

06.04.2018

Общественная палата выпустила рекомендации Правительству Российской Федерации и Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, по итогам круглого стола на тему: «Реформирование контрольно-надзорной деятельности Ростехнадзора», который прошел 14 февраля 2018 года. Рекомендации отправлены на имя Председателя правительства РФ Дмитрия Медведева и руководителя Ростехнадзора Алексея Алёшина.

В настоящее время Ростехнадзор является уполномоченным государственным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, государственного энергетического надзора, надзора за гидротехническими сооружениями, федерального государственного строительного надзора. В составе Ростехнадзора действует 29 территориальных органов, из которых 6 межрегиональных территориальных управлений Ростехнадзора осуществляют полномочия в сфере государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, 23 межрегиональных территориальных управления Ростехнадзора – в сфере промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики и иные контрольно-надзорные и разрешительные функции.

В процессе работы по реформированию контрольно-надзорной деятельности Ростехнадзора за период с 2010 года количество аварий на поднадзорных объектах снизилось более чем на 40%, а количество смертей снизилось почти на 55% в сравнении с показателями 2010 года. В указанный период произошла тяжелейшая авария на шахте «Распадская», послужившая причиной принятия различного рода политических, организационных и нормативных решений, направленных на повышение требований безопасности не только в области подземной добычи, но и в целом в области промышленной безопасности.

Помимо снижения количества аварий ещё одной немаловажной задачей является снижение издержек бизнеса, связанных с контрольно-надзорными мероприятиями. Так, в ходе реформирования контрольно-надзорной деятельности за последние четыре года органами Ростехнадзора количество плановых проверок по всем видам надзора было снижено почти вдвое. Данный показатель достигнут благодаря переходу от тотального надзора к так называемому точечному, что позволило сконцентрировать внимание надзорного органа на наиболее опасных объектах.

В угольной отрасли реформирование контрольно-надзорной деятельности признано особо эффективным. После аварии на шахте «Северная» в 2016 году были проведены специальные исследования, в том числе сравнение организации безопасности при добыче угля в нашей стране с лучшими мировыми практиками в части причин и возможного риска наступления аварий. По оценкам технических и технологических причин, приводящих к авариям, риски в Российской Федерации и в наиболее развитых странах, занимающихся подземной добычей, являются равными и составляют примерно 5%.

Вместе с тем, важной проблемой является сознательное пренебрежение требованиями безопасности, то есть личная недисциплинированность работников опасных производств. По данному критерию, риск наступления аварий в нашей стране в пять раз выше, чем в наиболее промышленно развитых странах. Также следует отметить проблему организации производственных процессов, относящихся к ведению инженерно-технического состава работников. По данному показателю риск возникновения аварии в нашей стране выше в тридцать пять раз.

Другой немаловажной проблемой является отсутствие необходимого количества подготовленного инспекторского состава по контролю и надзору за лифтовым хозяйством в области жилищно-коммунального хозяйства. Следует отметить, что функция по контролю и надзору за лифтами и подъемными механизмами была возвращена Ростехнадзору после пятилетнего застоя работы в данном направлении без соответствующего персонала, что требует обсуждения и принятия продуктивного решения на уровне Правительства Российской Федерации.

В целях реформирования контрольно-надзорной деятельности и совершенствования законодательства для повышения эффективности контрольных органов и самих организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в сфере деятельности Ростехнадзора за последние несколько лет принято 32 федеральных закона, 64 постановления Правительства Российской Федерации и более 100 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. Фактически проделана работа по созданию абсолютно новой актуализированной нормативной правовой базы.

При этом все нормативные решения проходят обсуждения на ведомственном научно-техническом совете с привлечением представителей предпринимательского сообщества, профильных научных учреждений и общественных организаций.

В настоящее время осуществляется реформа контрольно-надзорной деятельности, в которой участвуют 12 надзорных органов, в том числе и Ростехнадзор. Одним из основных направлений, которые сейчас вводятся в контрольно-надзорные органы, является переход на риск-ориентированный надзор. Кроме того, помимо риск-ориентированного подхода в области промышленной безопасности, данный подход в 2017 году внедрен в области надзора за гидротехническими сооружениями, а в 2018-2019 годах запланировано внедрение риск-ориентированной модели в государственном энергетическом, строительном и частично – в атомном надзоре.

Ростехнадзор работает и над внедрением информационных технологий в контрольно-надзорную деятельность. На текущий момент Служба практически завершила опытную эксплуатацию на различных опасных производственных объектах системы дистанционного мониторинга. Он позволяет не просто фиксировать, что происходит в техническом и технологическом плане на предприятии, а даёт возможность рассчитывать риск наступления аварий в зависимости от того, как функционирует та или иная система. Благодаря применению данной системы появилась возможность упреждать негативные события, которые она прогнозирует. С 2018 года произойдет внедрение системы «электронных инспекторов», подразумевающей снижение нагрузки на бизнес и рассматриваемой как один из ключевых элементов профилактики коррупционных проявлений.

В ходе реформирования контрольно-надзорной деятельности решено внедрять систему общественных инспекторов. Инициатива по созданию системы общественных инспекторов ранее была поддержана представителями Ростехнадзора, и в 2017 году был принят приказ № 293 «Об утверждении Порядка привлечения общественных инспекторов в области промышленной безопасности Ростехнадзора и квалификационных требований к указанным инспекторам», который позволил реализовать данную инициативу. Данная система уже используется на базе Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности. Вместе с тем Ростехнадзором отмечается, что внедрение системы общественных инспекторов в других отраслях проходит медленнее. Имеются профсоюзы, проявляющие интерес к данной системе, но в то же время их необходимо подталкивать и активизировать.

Помимо этого, была признана проблема, заключающаяся в отсутствии полномочий у Ростехнадзора выполнять функции контроля на всех стадиях жизненного цикла (от проектирования до вывода из эксплуатации) промышленных и энергетических объектов. Отмечена целесообразность осуществления государственного строительного надзора на опасных производственных объектах всех классов опасности Ростехнадзором в целях выполнения контрольных и надзорных функций за объектами, в том числе и на начальных стадиях их жизненного цикла.

Учитывая вышеизложенное, а также государственную важность и актуальность вопросов реформирования контрольно-надзорной деятельности, Общественная палата считает необходимым рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность:

· Осуществления мероприятий, направленных на обеспечение единства строительного контроля и государственного строительного надзора при сооружении инфраструктурных объектов, финансируемых за счет бюджетных средств.

· Внесения в законодательство изменений, предусматривающих оптимизацию контрольно-надзорных и разрешительных функций в сфере охраны окружающей среды, направленных на учет влияния технологических процессов в промышленном производстве на состояние экологии.

· Формирования учебного центра по подготовке и сопровождению подготовки профессиональных кадров для надзорных органов, служб производственного контроля предприятий, а также повышения размера заработной платы инспекторского состава надзорных органов до среднего размера заработной платы инженерно-технических работников предприятий.

· Восстановления организаций научно-технической поддержки контрольно-надзорной деятельности Ростехнадзора в сфере промышленной безопасности и государственного строительного надзора.

Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотреть возможность:

· Организации совещания по проблеме контроля и надзора за лифтовым хозяйством, ввода в эксплуатацию, разработки и совершенствования существующей нормативной базы в данной сфере, а также по выработке подходов к решению проблемы отсутствия квалифицированного персонала.

· Продолжения осуществления мер по внедрению риск-ориентированного подхода по всем видам надзора с учетом научного обоснования и эффективности такого подхода.

· Развития дистанционных методов контроля и мониторинга промышленной безопасности с использованием уже существующих наработок в данном направлении.

Возврат к списку